Программа инструктажа на рабочем месте в мдоу. Инструкции по от. Воспитатели, младшие воспитатели, музыкальный руководитель

С 1 марта 2017 года вступил в силу ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Данный ГОСТ заменил популярный ГОСТ 12.0.004-90 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», в соответствии

ГОСТ12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» был дополнен новыми приложениями. Одно из них Приложение Б «Примерная Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте».

В ГОСТе 12.0.004-2015, пункт 8.5, записано Программы инструктажа разрабатываются и утверждаются организатором обучения в установленном порядке, исходя из требуемых мер организации работ, безопасности и гигиены при выполнении конкретных трудовых функций работающего с учетом национальных нормативных требований охраны труда.

С кем проводится первичный инструктаж на рабочем месте?

В соответствии с п. 8.7 ГОСТа 12.0.004-2015 Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы инструктируемых лиц:

  • со всеми вновь принятыми на работу лицами, в том числе для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
  • с работающими, переведенными в установленном порядке из другого подразделения, либо с работающими, которым поручается выполнение новой для них работы;
  • с командированным на работу у организатора обучения персоналом других организаций;
  • с персоналом подрядчиков (субподрядчиков), выполняющим работы на подконтрольных организатору обучения территории и объектах;
  • с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и с другими лицами, участвующими в производственной деятельности предприятия — организатора обучения.

Кто проводит первичный инструктаж на рабочем месте?

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель подразделения или непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда как инструктор по охране труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте с персоналом подрядных (субподрядных) организаций, выполняющих работы на подконтрольных предприятию — организатору обучения территории и объектах, проводит непосредственный руководитель (производитель) работ — представитель подрядной (субподрядной) организации совместно с руководителем подразделения или с ответственным за проведение подрядных работ на рабочих местах (в рабочей зоне, территории) данного подразделения. Порядок безопасного выполнения этих работ, включающий порядок инструктирования работающих, может быть оформлен отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью договора на выполнение подрядных (субподрядных) работ (оказания услуг).

По какому локальному акту проводится первичный инструктаж на рабочем месте

В соответствии с п. 8.7 ГОСТа 12.0.004-2015 первичный инструктаж на рабочем месте проводят:

  • либо по программам (приложение Б, программа Б.2), разработанным и утвержденным организатором обучения в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда на рабочем месте и по безопасному выполнению работ, иной необходимой для обеспечения безопасности технической и эксплуатационной документации,
  • либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте,
  • по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

По новому ГОСТу первичный инструктаж на рабочем месте можно проводить по утвержденной программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда на рабочем месте и этот механизм должен быть закреплен локальным нормативным актом организации.

Считаю, что важно сохранить преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и первичный инструктаж на рабочем месте проводить по утвержденной Программе первичного инструктажа на рабочем месте, в которой указать по каким инструкциям по охране труда проводим инструктаж для данной должности работника.

Вопросы, рекомендуемые для включения в Программу первичного инструктажа на рабочем месте

В ГОСТе 12.0.004-90 Приложением № 5 было рекомендовано включать в программу первичного инструктажа на рабочем месте десять вопросов. В ГОСТе12.0.004-2015 рекомендовано включить пять вопросов. Анализ предложенных вопросов направлен на усиление профилактической работы с работниками по охране труда.

1. Общие сведения об условиях труда работника: технологическом процессе, оборудовании и производственной среде на рабочем месте работника, характере его трудового процесса (напряженность и тяжесть):

  • общие ознакомительные сведения о технологическом процессе и выпускаемой подразделением продукции;
  • общее знакомство с оборудованием, находящимся на рабочем месте, в рабочей зоне и в пределах контролируемых подразделением территории и помещений;
  • опасные и вредные производственные факторы, наличествующие на рабочем месте и риски их воздействия на организм человека;
  • средства коллективной защиты, установленные на оборудовании (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки, сигнализации и т.д.);
  • назначение, устройство и правила применения средств индивидуальной защиты (СИЗ), необходимых на рабочем месте;
  • требования к безопасной организации и содержанию в чистоте и порядке рабочего места;
  • требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании (ремонте) оборудования, находящегося на рабочем месте;
  • требования безопасности по предупреждению электротравматизма.

2. Порядок подготовки к работе:

  • требования к спецодежде, спецобуви и СИЗ;
  • проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента, приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты;
  • безопасные приемы и методы при выполнении работы.

3. Схема безопасного передвижения работника по территории подразделения, организации:

  • проходы, предусмотренные для передвижения;
  • запасные выходы, запретные зоны;
  • внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства, места нахождения и требования безопасности при проведении грузоподъемных работ.

4. Аварийные ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте:

  • характерные причины возникновения аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм и острых отравлений;
  • действия работника при возникновении аварийной ситуации, производственной травмы, острого отравления;
  • места нахождения противоаварийной защиты и средств пожаротушения, правила пользования ими;
  • места нахождения средств оказания первой помощи пострадавшему, аптечки, правила пользования ими;
  • места нахождения телефонной связи, номера телефонов;
  • действия работника при создавшейся опасной ситуации, угрожающей жизни и здоровью окружающих, и при несчастном случае, происшедшем на производстве;
  • порядок сообщения работником представителям работодателя о произошедшим с ним несчастном случае или остром отравлении.

5. Ознакомление со всеми инструкциями по рабочему месту и охране труда по профессии (в соответствии с разрабатываемым работодателем по каждому рабочему месту перечнем профессий с указанием номеров инструкций, необходимых для инструктирования).

Программа первичного инструктажа (Приложение Б) является лишь базой, которую обязательно нужно дополнить информацией об имеющихся на данном рабочем месте опасных или вредных производственных факторах и другой информацией, которую необходимо знать работнику для безопасной работы.

В соответствии со старым ГОСТ 12.0.004-90 пунктом 7.2.2. «Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия».

В ГОСТе 12.0.004-2015 нет указаний на согласование Программы первичного инструктажа на рабочем месте с отделом охраны труда и профсоюзным комитетом предприятия.

Скачать Программу первичного инструктажа на рабочем месте можно в разделе

В связи с ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» организациям требуется внесение изменений в Программу первичного инструктажа на рабочем месте.

Перечень профессий и должностей работников. освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте

Работники, трудовые обязанности которых не связаны с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться решением организатора обучения от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем организатора обучения.

Примерная форма

УТВЕРЖДЕН

приказом от 12.06.2017 № 55

ПЕРЕЧЕНЬ

профессий и должностей работников ООО «Монтажник»,

освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте

1.Генеральный директор.

2.Заместитель генерального директора по хозяйственным вопросам.

3.Секретарь генерального директора

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Согласовано Утверждаю

Председатель ПК: Директор МОУ № 98 «Хрусталик»

__________// _______________//

Протокол № 3 от 01.01.2001 г. Приказ № 38 от 01.01.2001 г.

ПРОГРАММА

ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

МОУ № 98 «Хрусталик»

(административный и педагогический персонал)

Пояснительная записка

Программа по проведению первичного инструктажа на рабочем месте для вновь принимаемых на работу работников, выполняющих новую для них работу, разработана в соответствии с Постановлением Минтрудсоцразвития РФ от 13.01.03.№ 1–29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», Трудовым кодексом РФ, Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.04.97 г. № 000 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов Минобразования России», ГОСТ 12.0.004-90.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1.1 Деятельность работников МОУ № 98 «Хрусталик» осуществляется в типовом 14- групповом здании детского сада по адресу 4а. Детский сад сдан в эксплуатацию 30.12.1985 года. В настоящее время в типовых помещениях функционирует 8 дошкольных групп, 4 класса начальной школы, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителей-логопедов, учителей-деффектологов, методический кабинет), медицинский блок.

1.2 Педагогическая деятельность осуществляется и в условиях улицы: на 8 групповых прогулочных участках и верандах , участках для прогулок учащихся начальной школы, спортивном стадионе.

1.3. Условия труда педагогических работников соответствуют требованиям ГОСТ по противопожарной и электробезопасности, санитарно – эпидемиологическим требованиям, установленным на территории РФ.

1.4. Здание детского сада имеет покатую крышу, на которой зимой скапливается снег. Поэтому в весеннее – зимний период следует опасаться падения с крыши снега и сосулек. В этот период нельзя заходить за предупредительно – сигнальные ограждения по всему периметру детского сада. Нужно оберегать от падения снега и сосулек с крыши воспитанников, учащихся и их родителей.

1.5. Асфальтовое покрытие территории МОУ местами нуждается в капитальном ремонте , имеет выбоины и ямы. Поэтому нужно внимательно смотреть под ноги и предупреждать об этом детей.

1.6. Полы коридоров, групповых и других помещений МОУ покрыты линолеумом. Нужно быть внимательными во время мытья полов. Нельзя ходить по мокрому полу, следует дожидаться полного его высыхания.

1.7. В соответствии с должностными обязанностями, педагоги ежедневно включают и выключают свет в группах, классах, кабинетах и вспомогательных помещениях, пользуются ТСО. Сотрудникам нужно быть внимательными к состоянию электровыключателей, электровилок, розеток и проводов и неукоснительно выполнять требования электробезопасности.

1.8. В соответствии с требованиями пожарной безопасности , здание МОУ оборудовано пожарной сигнализацией, выведенной во все группы, классы и помещения. Во время работы нужно внимательно следить за голосовыми, зрительными и аудиосигналами, которые поступают во все помещения одновременно. В случае поступления сигнала тревоги следует незамедлительно начать действия по эвакуации детей и себя в соответствии с инструкцией по противопожарной безопасности. В каждом блоке МОУ в противопожарном ящике располагаются огнетушители, действовать с которыми следует также в соответствии с инструкцией по противопожарной безопасности.

1.9. В группах и классах МОУ имеются 2 выхода – основной и эвакуационный, которые должны быть всегда свободные. Эвакуационные выходы, в соответствии с инструкцией по противопожарной безопасности, запираются на ключ, который находится рядом на крючке. Эвакуационные двери 2 этажа выходят на эвакуационную лестницу, которая должна быть свободна и безопасна.

1.10. Горячая пища детям выдаётся с пищеблока МОУ. Следует соблюдать правила осторожности в период получения и раздачи пищи детям. Дети рассаживаются только за накрытые столы (разлито первое и третье блюдо).

1.11. Особенностью педагогической деятельности является ее специфика, связанная с ограниченными по зрению возможностями детей. Педагогическому работнику необходимо знать особенности зрительного нарушения каждого ребенка.

1.12. Спецификой образовательного учреждения так же является возможность контакта педагога с больными детьми. Для предупреждения заряжения инфекционными заболеваниями следует обязательно выполнять требования работы в карантинный период (пользоваться марлевой повязкой в эпидемиологической период, выполнять инструкции СанПин в период карантина).

2. ОСНОВНЫЕ ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

2.1. К самостоятельной работе воспитателя, учителя и других педагогических работников допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

2.2. Педагогический работник должен:

Соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха (согласно утвержденного руководителем графика работы);

Выполнять свои должностные обязанности, инструкции по охране труда, жизни и здоровья детей, технике безопасности и пожарной безопасности;

Пройти вводный инструктаж и первичный инструктажи на рабочем месте;

Выполнять требования личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место;

Обеспечивать соблюдение норм и правил охраны труда, охраны жизни и здоровья детей во время организации образовательного процесса с детьми.

2.3. При педагогической деятельности возможно воздействие на работников и детей следующих основных опасных производственных факторов:

Неисправность игрового и учебного оборудования, инструмента, конструктивные недостатки оборудования, приспособлений;

Неудовлетворительное содержание электрооборудования;

Загроможденность рабочих мест, проходов и т. д.;

Скольжение по не вытертому насухо после мойки полу, вследствие чего не исключается возможное падение на пол и получение ушибов о стоящую мебель;

Неиспользование средств индивидуальной защиты;

Возникновение возгораний и отравление продуктами горения;

Недостаточная механизация и автоматизация опасных и тяжелых работ (наполнение песка в песочницы и др.);

Неудовлетворительное содержание здания и помещений, проездных и пешеходных дорог.

2.4. Основные вредные производственные факторы

Санитарно-гигиенические факторы:

Неблагоприятный микроклимат (высокая или низкая температура, повышенная влажность , скорость движения воздуха, электростатические и магнитные поля, недостаточное естественное или искусственное освещение);

Повышенные уровни излучений при работе с ПЭВМ;

Повышенный уровень шума и т. д.

Психологические факторы:

Педагогические работники испытывают психологические нагрузки при общении с детьми и родителями, с коллегами по работе;

Педагогическим работникам необходимо обладать стрессоустойчивостью, толерантностью, способностью находить компромиссные решения – на фоне этого возможно развитие психосоматических заболеваний, так называемое эмоциональное выгорание.

Социальные факторы:

Помимо профессиональных знаний педагогам необходимо обладать эмоциональной устойчивостью, способностью к переключению внимания, им свойственна высокая подвижность протекания нервных процессов;

Нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности групповых комнат, классов и кабинетов, а также при неправильном использовании компьютеров и иных технических средств обучения;

Нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров мебели на рабочем месте;

Поражение электротоком при неисправном электрооборудовании в групповых, классных и других помещениях.

3. БЕЗОПАСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

3.1.В групповой комнате, классе, физкультурном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

3.2. Во всех помещениях, где находятся дети, должны быть вывешены комнатные термометры для контроля температурного режима. Необходимо соблюдать режим проветривания и кварцевания помещений с массовым пребыванием детей.

3.3. Педагогический работник обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, направления движения, свои действия при эвакуации во время пожара.

3.8. При длительной работе на компьютере с целью снижения утомления зрительного анализатора через каждый час работы делать перерыв на 10 – 15 мин и выполнять гимнастику на снятие зрительного утомления. Монитор должен располагаться от окна, чтобы исключить блики на экране.

3.9. В каждом образовательном учреждении на рабочих местах должны быть созданы необходимые санитарно-гигиенические условия труда в соответствии с требованиями производственной санитарии. Эти нормы регламентируют необходимые для здоровья и благоприятного труда площадь и объем производственных помещений, освещение и отопление, метеорологические условия (температура, влажность, давление и скорость движения воздуха), шум и вибрация, содержание пыли в воздухе и т. д.

3.10. Температура воздуха на постоянном рабочем месте в помещении в теплый период года не может превышать 28 градусов Цельсия, а в холодный период года должна быть в пределах + 22 - +24 градуса Цельсия. Оптимальная температура воздуха на рабочих местах в зависимости от тяжести выполняемой работы и времени года должна поддерживаться в пределах: легкая работа в теплый период года +23 – 25, в холодный период года +22 - +25 градусов Цельсия; тяжелая работа в теплый период года +18 - +20, в холодный период +16 - +18 градусов Цельсия.

3.11. Оптимальная относительная влажность воздуха на постоянном рабочем месте в помещении определяется в пределах 40% - 60%, допускаемая – до 75%.

3.12. С целью удаления избыточного тепла, а также удаления вредных загрязнений воздуха (газами, влагой, испарениями, пылью и др.) или разбавления их до безвредной концентрации применяется вентиляция помещений, проветривание.

3.13. Освещение производственных, вспомогательных и учебных помещений может быть естественным и искусственным. Искусственное освещение бывает общее, местное и комбинированное. Требования к освещению: достаточная освещенность рабочих поверхностей, рациональное направление света на них, отсутствие резких теней и бликов на рабочих местах (поверхностях). Освещение рабочего места соответствующее установленным нормам один из важных факторов благоприятных и безопасных условий труда.

3.14. Работодатель должен обеспечить защиту работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭЛЕКТРОТРАВМАТИЗМА

Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни.

4.1. Опасным является напряжение свыше 42В, а в сырых помещениях с токопроводящими полами свыше 12 В.

4.2. Прохождение через тело человека электрического тока свыше 0,1 ампер может привести к смертельному исходу. Исход воздействия электрического тока зависит от рода тока (постоянный или переменный), состояния человека, пути прохождения, времени прикосновения с источником электрического тока, сопротивления тела человека.

4.3. Каждый работник должен знать, что электрический ток представляет собой скрытую опасность. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при параличе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца)

4.4. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать следующие правила:

Не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям электрических устройств, аппаратов и приборов (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);

В случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушении заземления оборудования немедленно сообщить об этом администрации;

Не наступать на переносные электрические провода, лежащие на полу;

Не снимать ограждения и защитные кожухи с токоведущих частей оборудования, аппаратов и приборов, не открывать двери электрораспределительных шкафов (щитов), не класть на них какие-либо предметы;

Использовать в помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т. д.) запрещается;

Не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, аппаратов, приборов, светильников, замену электроламп и электрозащиты (плавких предохранителей), чистку электросветильников. Эти работы должны выполнять только электрики;

При перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места обязательно отключите электрооборудование (механизм) от подачи электрической энергии, на котором выполнялась порученная работа.

5. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ,

БЕЗОПАСНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

5.1. Порядок подготовки к работе, требования охраны труда во время и по окончании работы определен в инструкциях по охране труда по всем педагогическим должностям образовательного учреждения.

5.2. Инструкция по охране труда выдается педагогическим работникам на руки, о чем делается запись в журнале выдачи инструкций.

5.3. Инструкция хранится на рабочем месте.

5.4. Требования безопасности по видам отдельных работ определены в соответствующих инструкциях, разработанных и утвержденных в МОУ:

При проведении занятий и уроков с детьми по продуктивным видам деятельности ;

При проведении массовых мероприятий;

При проведении утренней гимнастики, занятий и уроков по Ф/К, ритмике, хореографии , подвижных игр;

При проведении спортивных игр и соревнований;

При проведении занятий на лыжах;

При проведении экскурсий и автомобильных перевозок с детьми;

При организации прогулок и труда в цветнике;

При и использовании технических средств обучения;

При работе на компьютере, копировальной и множительной технике;

При работе с мультимедиа-проектором.

5.5. С инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей (ИОТ-002), инструкциями по видам работ, проводимых регулярно педагогические работники должны быть ознакомлены под расписку во время первичного и повторных инструктажей на рабочем месте (ИОТ-16,18,19,24,25,26,27).

5.6. С инструкциями по проведению разовых мероприятий педагогические работники должны быть ознакомлены под расписку накануне проводимого мероприятия в порядке целевого инструктажа (ИОТ - 17,20,21,22,23).

5.7. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей, инструкции по видам работ хранятся у инженера по охране труда и могут быть выданы на руки по запросу педагогических работников.

5.8. Педагогический работник, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, повлекшее за собой травму, несчастный случай с детьми или работниками, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

6. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙ, ВЗРЫВОВ, ПОЖАРОВ,

СЛУЧАЕВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАВМ,

МЕРЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

6.1. Несчастным случаем или травмой называется происшествие, при котором в результате внезапного воздействия (механического, химического, теплового) внешней среды произошло повреждение органов человека или нарушение их нормальной жизнедеятельности.

Травмы происходят в результате нарушения правил техники безопасности и трудовой дисциплины. По характеру травм - это ранения, переломы, ожоги, вывихи, удары, поражения электрическим током и т. д. К личностным причинам относятся: недисциплинированность работников и учащихся, невыполнение указаний и распоряжений руководителя, нарушение требований инструкций по охране труда, самовольное завершение технологического процесса.

6.2. В результате нарушения или незнания правил пожарной безопасности, как правило, возникают пожары. Поэтому, для предупреждения пожаров важное значение имеет регулярный инструктаж и соблюдение правил пожарной безопасности. Каждый работник должен соблюдать действующие правила пожарной безопасности.

6.3. Взрывы и пожары возможны при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с террористическими актами. Для уменьшения риска возникновения теракта работники обязаны соблюдать инструкцию по антитеррористической безопасности и уметь грамотно действовать в случае возникновения угрозы.

6.4. Для предотвращения пожаров в образовательном учреждении планируются и проводятся профилактические противопожарные мероприятия:

Контроль состояния, учет, размещение (приобретение) первичных средств пожаротушения;

Поддержание в исправном состоянии автоматической пожарной сигнализации;

Контроль состояния запасных выходов (хранение ключей от запасных выходов);

Разработка, изготовление и размещение указателей (запасных выходов мест хранения первичных средств пожаротушения, направлений на выход);

Разработка схем эвакуации;

Поддержание и проведение мероприятий повышающих противопожарную безопасность (уборка мусора, очистка путей эвакуации, упорядочение хранения и применения ЛВЖ и ГВ);

Назначение ответственных за противопожарное состояние, за отключение электропитания в аварийных ситуациях;

Обучение профилактическим мерам безопасности и правилам обращения с огнем работников, инструктажи и тренировки;

Подготовка (оснащение, обучение) противопожарных формирований гражданской обороны .

7. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ

Педагогический работник при возникновении аварийных ситуаций обязан:

7.1. Немедленно прекратить работу, отключить от электросети средства оргтехники и прочее электрооборудование и сообщить о возникновении аварийной ситуации и ее характере непосредственному руководителю, при необходимости покинуть опасную зону, эвакуировать детей согласно инструкции по эвакуации из здания;

7.2. В случае возникновения нарушений в работе средств оргтехники или другого оборудования, а также при возникновении нарушений в работе электросети (запах гари, посторонний шум при работе средств оргтехники и другого оборудования или ощущение действия электрического тока при прикосновении к их корпусам, мигание светильников и т. д.) отключить средства оргтехники и другое оборудование от электросети, вызвать технический персонал и сообщить об этом своему непосредственному руководителю;

7.3. В случае обнаружения неисправностей мебели и приспособлений прекратить их использование, вызвать технический персонал и сообщить об этом своему непосредственному руководителю;

7.4. При временном прекращении подачи электроэнергии отключить от электросети средства оргтехники и прочее электрооборудование;

7.5. Не приступать к работе до полного устранения повреждений и неисправностей средств оргтехники и оборудования рабочего места или устранения аварийной ситуации;

7.6. При возникновении пожара необходимо прекратить работу, вызвать пожарную охрану , отключить средства оргтехники и прочее оборудование от электросети, оповестить о пожаре находящихся поблизости людей, принять меры к эвакуации детей из опасной зоны, действуя согласно инструкциям по пожарной безопасности и планам эвакуации;

7.7. При несчастных случаях на производстве с другими работниками оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать медицинских работников на место происшествия;

7.8. Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о происшедшим с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников (детей) своего учреждения или сторонней организации, свидетелем которого работник был;

7.9. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей;

7.10. При расследовании несчастного случая работник должен сообщить все известные ему обстоятельства происшедшего случая;

7.11. При совершении террористических актов или угрозе их совершения действовать в соответствии с рекомендациями и инструкциями по безопасности при чрезвычайных ситуациях, действующими в образовательном учреждении;

7.12. В случае обнаружения в групповых, классных и иных помещениях нарушений требований безопасности труда, которые не могут быть устранены собственными силами, а также в случае возникновения угрозы жизни или здоровью детей, самого работника или других работников сообщить об этом своему непосредственному руководителю, приостановить работу и покинуть опасную зону.

7.13. Не приступать к работе с признаками заболевания или внезапной болезни.

7.14. При внезапном заболевании воспитанника (ученика) срочно вызвать медработника.

7.15. При аварии со взрывом и разрушениями необходимо:

Оповестить детей, их родителей, сотрудников и проживающее вблизи население об аварии;

Вызвать пожарную охрану, скорую помощь, милицию, спасательные службы;

Помочь тем, кто оказался в горящих и задымленных помещениях, придавлен обломками и конструкциями;

Вывести детей в безопасное место;

Использовать первичные средства пожаротушения, предотвратить распространение огня;

Оказать первую помощь пострадавшим;

Освободившись из завала пройти медицинский осмотр у врача.

8. СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ,

МЕСТА ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ

8.1. К основным средствам пожаротушения в образовательном учреждении относятся первичные средства огнетушения (огнетушители, внутренние пожарные краны) и технические средства (пожарные машины).

8.2. По виду огнетушащего вещества огнетушители подразделяются :

- Пенные: а) химические пенные;

б) воздушно-пенные и жидкостные.

- Газовые : а) углекислотные;

- Порошковые.

Химические пенные ОХП-10, ОП-М и ОП-УММ, ОП-3 предназначены для тушения пожаров химической пеной, которая образуется в результате химической реакции и кислотной части зарядов.

Воздушно-пенные огнетушители ОВП-5, ОВП-10 предназначены для тушения загораний различных веществ и материалов, исключая щелочные металлы и электроустановки, находящиеся под напряжением, а также вещества, горящие без доступа воздуха.

Углекислотные огнетушители ОУ, ОУ-5, ОУ-8, ОУ-2 предназначены для тушения загорания углекислотой в газо - или в снегообразном виде.

Аэрозольные ОА-1, ОА-3 и углекислотно-бромэтиловые ОУБ-3 и ОУБ-7 огнетушители предназначены для тушения загорания на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания, а также на электроустановках с напряжением до 380 В.

Порошковые огнетушители ОП-1, ОПС-6, ОПС-10, ОППС-10 и СИ-120 предназначены для тушения загорания легко воспламеняющих и горючих жидкостей, щелочноземельных металлов, электроустановок, находящихся под напряжением, а также для тушения пожаров на объектах с большими материальными ценностями.

8.3. Пожарные краны

Пожарные краны внутреннего пожарного водопровода оборудованы рукавами и стволами и размещаются в специальных шкафах. Пожарные рукава должны быть сухими, хорошо скатанными и присоединены к кранам и стволам. На дверце пожарного крана указан буквенный индекс «ПК», порядковый номер каждого крана.

8.4. Вспомогательными огнегасительными средствами могут быть так же вода из водопровода, песок, покрывала.

Вода – наиболее эффективное средство тушения. Огнегасительные эффект заключается в том, что она смачивает горящие вещества, интенсивно поглощает тепло, разбавляет реагирующие вещества, изолирует горящие вещества от зон горения.

Следует помнить, что вода имеет положительные и отрицательные свойства:

положительные свойства :

Большая теплоемкость;

Испаряясь, превращается в пар (1 л – 1725 м 3 пара);

Высокая термическая стойкость;

отрицательные свойства :

Электропроводность;

Взаимодействие с щелочноземельными веществами;

Малый коэффициент участия (быстро стекает).

Проведение инструктажей. Цели и порядок организации проведения вводного инструктажа по охране труда. Назначение ответственных.

Инструктажи на рабочем месте. Порядок проведения, виды инструктажей, их оформление. Освобожденные от инструктажей. Разработка инструкций по охране труда.

Практически все знают, что по охране труда нужно проводить инструктажи. Это действительно одна из самых важных задач по охране труда. Главное на этом не остановиться.

Основным документом, регламентирующими проведение инструктажей с работниками является Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". В народе именуемое: «Приказ 1/29».

Еще существует совсем новый ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения. С 01 марта 2017 года он заменил собой ГОСТ 12.0.004-90.

Основное, что вам нужно знать про ГОСТ 12.0.004-2015 это то, что он вводится для добровольного применения в качестве национального стандарта в Российской Федерации. Это далеко не первый и, к сожалению, не последний документ, написанный «ногами».

Вводный инструктаж

Вводный инструктаж проводят с работником сразу после его приема на работу. По сути своей это рассказ о том, как соблюдать правила безопасности при нахождении на предприятии в целом. Как правило (но совсем не обязательно) этот вид инструктажа проводится специалистом по охране труда. Иногда правильно чтоб право проводить вводный инструктаж имели несколько человек, поскольку специалист может заболеть, уволиться, уйти в отпуск. Иногда даже прием на работу может осуществляться по разным адресам.

Главное, чтобы этот сотрудник (сотрудники) был назначен приказом директора.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа. Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения.

Cкачать программу проведения вводного инструктажа

Скачать

Скачать инструкцию вводного инструктажа

Скачать

Инструктажи на рабочем месте

Инструктаж на рабочем месте потому так и называется, что рассказ на нем идет о правилах безопасного производства работ непосредственно на рабочем месте сотрудника.

Эта обязанность возлагается на непосредственного руководителя работ. Если, к примеру, в цеху работают несколько бригад, то задача проведения инструктажей на рабочем месте лежит на бригадирах, а не на начальнике цеха.

Порядок проведения инструктажей определяется соответствующим положением.

Первичный инструктаж на рабочем месте

Проводится со всеми перед началом самостоятельной работы. Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в журнале проведения инструктажей.

Далеко не все работники обязаны проходить инструктаж на рабочем месте. Если обязанность инструктировать лежит на начальнике, то кто тогда будет инструктировать директора? Или зачем инструктировать людей, которые сами наделены правом проводить инструктажи с работниками?

Работники могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

Повторный инструктаж

Повторный инструктаж проходят все рабочие не реже одного раза в полугодие. С водителями инструктажи проводятся каждый квартал.

Повторный инструктаж проводят по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Программа первичного инструктажа

Это документ, оформляемый для каждой профессии. В нем указываются темы проведения инструктажа и время необходимое на их изучение. А самое главное номера инструкций, по которым инструктируют работников конкретной профессии.

Если на предприятии к проведению инструктажа относятся формально, то иногда можно увидеть в журнале, как в один день в одном подразделении были проинструктированы десяток человек, причем по разным инструкциям. Если на каждого по программе отводится хотя бы один час, то у инструктирующего должен был бы быть десятичасовой рабочий день. Это может говорить только о том, что по факту людям дали расписаться в заранее заполненном журнале.

Одновременно можно проводить инструктажи с работниками, у которых совпадают программы проведения инструктажа.

Внеплановый инструктаж

Внеплановый инструктаж проводят:

  • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
  • при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
  • по требованию органов надзора;
  • при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

Целевой инструктаж

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, распоряжению и т.п. фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Как сделать инструкцию по охране труда

Порядок разработки, утверждения, пересмотра и учета инструкций по охране труда для сотрудников описан в Методических рекомендациях по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утверждены постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80).

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется руководителем службы охраны труда.

Инструкция по охране труда для работников или на отдельные виды работ должны содержать следующие разделы:

  • Общие требования охраны труда;
  • Требования охраны труда перед началом работы;
  • Требования охраны труда во время работы;
  • Требования охраны труда в аварийных ситуациях;
  • Требования охраны труда по окончании работы.

За основу инструкции по профессии берется типовая инструкция по охране труда. Обязанность разработки инструкций лежит на непосредственном руководителе работ. Специалист по охране труда оказывает ему методическую и методологическую помощь. Профсоюзная организация (при ее наличии) должна согласовать готовую инструкцию. Готовая инструкция утверждается директором.

За основу инструкции по виду работ можно взять паспорт прибора и внимательно изучив раздел, посвященный мерам безопасности при работе, изготовить собственную инструкцию для лиц, осуществляющих работу с этим оборудованием.

Инструкции по охране труда действуют в течение пяти лет.

Они могут быть пересмотрены ранее этого срока в случае:

  • при пересмотре законодательных актов, государственных стандартов и других нормативных документов;
  • по указанию вышестоящих органов;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам расследования производственного травматизма, аварий, катастроф.

Со­труд­ни­ком, на ко­то­ро­го при­ка­зом ру­ко­вод­ства ор­га­ни­за­ции воз­ло­же­ны эти пол­но­мо­чия.
Про­ве­де­ние ввод­но­го ин­струк­та­жа по охране труда может осу­ществ­лять­ся ор­га­ни­за­ци­ей или спе­ци­а­ли­стом, предо­став­ля­ю­щи­ми услу­ги в сфере охра­ны труда, если они про­шли обя­за­тель­ную го­су­дар­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию на ос­но­ва­нии При­ка­за Мин­здрав­соц­раз­ви­тия РФ N 205-Н от 01.04.2010 «Об утвер­жде­нии пе­реч­ня услуг в об­ла­сти охра­ны труда, для ока­за­ния ко­то­рых необ­хо­ди­ма ак­кре­ди­та­ция».

По разным адресам- мастер цеха,может провести вводный инструктаж?

Инструктажи в ДОУ – обязательная часть системы охраны труда. Их проведение установлено на законодательном уровне.

Статьей 212 Трудового Кодекса закреплено, что Руководитель предприятия (организации) обязан обеспечить обучение и безопасные условия труда. Целью инструктажа является обучение безопасным навыкам работы и сокращения рисков производственного травматизма и профзаболеваний. Из этого следует, что инструктажи по охране труда являются рабочим инструментом руководителя для выполнения требования Трудового кодекса. Как правильно их составлять, проводить расскажем мы – специалисты компании «Внедрение систем и развитие». Также поможем разработать пакет документов, включая программу инструктажей, журналы, протоколы для отчетности в детском саду, чтобы Ваше ДОУ успешно прошло любую проверку.

Виды инструктажей

  1. Вводный;
  2. Первичный на рабочем месте;
  3. Повторный;
  4. Внеплановый;
  5. Целевой.

Вводный и повторный инструктаж по охране труда в ДОУ - самые главные и проводятся на всех без исключения предприятиях. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, программы инструктажа оформляются для всех работников, кроме тех, кто обучен в учебном центре. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Точный перечень профессий Вы можете узнать у наших специалистов. Внеплановый и целевой инструктажи проводят в особых случаях. Например, при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений и дополнений к ним или по требованию органов надзора и еще в ряде случаев.

Инструктаж по безопасности в ДОУ должен проводить руководитель учреждения либо подразделения. Ответственность за разработку распределена таким же образом. Утверждает их и соответствующие программы руководитель ДОУ. По окончании инструктажа слушатели и тот, кто его проводил, ставят подписи в журнале определенной формы с указанием даты.

Примерные программы инструктажей

Программа первичного инструктажа на рабочем месте в ДОУ и аналогичный документ о вводном могут быть очень похожими. Однако разница в информационном наполнении и законодательном требовании. Программы должны затрагивать:

1. Общие сведения об условиях труда работника: технологическом процессе, оборудовании и производственной среде на рабочем месте работника, характере его трудового процесса (напряженность и тяжесть):

Общие ознакомительные сведения о трудовом процессе;

Общее знакомство с оборудованием, находящимся на рабочем месте, в рабочей зоне и на территории учреждения;

Опасные и вредные производственные факторы, наличествующие на рабочем месте и риски их воздействия на организм человека;

Средства коллективной защиты, установленные на оборудовании (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки, сигнализации и т.д.);

Назначение, устройство и правила применения средств индивидуальной защиты (СИЗ), необходимых на рабочем месте;

Требования к безопасной организации и содержанию в чистоте и порядке рабочего места;

Требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании (ремонте) оборудования, находящегося на рабочем месте;

Требования безопасности по предупреждению электротравматизма.

2. Порядок подготовки к работе:

Требования к спецодежде, спецобуви и СИЗ;

Проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента, приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты;

Безопасные приемы и методы при выполнении работы.

3. Схема безопасного передвижения работника по территории учреждения:

Проходы, предусмотренные для передвижения;

Запасные выходы, запретные зоны;

Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства, места нахождения и требования безопасности при проведении грузоподъемных работ.

4. Аварийные ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте:

Характерные причины возникновения аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм и острых отравлений;

Действия работника при возникновении аварийной ситуации, производственной травмы, острого отравления;

Места нахождения противоаварийной защиты и средств пожаротушения, правила пользования ими;

Места нахождения средств оказания первой помощи пострадавшему, аптечки, правила пользования ими;

Места нахождения телефонной связи, номера телефонов;

Действия работника при создавшейся опасной ситуации, угрожающей жизни и здоровью окружающих, и при несчастном случае, происшедшем на производстве;

Порядок сообщения работником представителям работодателя о произошедшим с ним несчастном случае или остром отравлении.

5. Ознакомление со всеми инструкциями по рабочему месту и охране труда по профессии согласно должностным обязанностям.

Если в Вашем ДОУ нет программ, инструктажей или не проставлены подписи в журналах, то проверяющий инспектор по труду вправе вынести предписание или назначить штраф.

УТВЕРЖДАЮ

ПРОГРАММА

ВВОДНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Общие сведения о специфике и особенностях ДОУ по условиям пожаро- и взрывоопасности.

1.1. Общие сведения о возникновении пожара и возможных опасных и вредных производственных факторах

2. Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности.

4. Ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с инструкциями по пожарной безопасности; основными причинами пожаров, которые могут быть или были в ДОУ, рабочем месте.

5. Общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара:

А) для руководителей структурных подразделений:

Сроки проверки и испытания гидрантов, зарядки огнетушителей, автоматических средств пожаротушения и сигнализации;

Ознакомление с программой первичного инструктажа персонала;

Обеспечение личной и коллективной безопасности;

Б) для персонала:

Действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть; непосредственному руководителю;

Приемы и средства тушения загорания или пожара;

Средства и меры личной и коллективной безопасности.

6. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и травмах.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка»

С.В. Молоканова

«______»_______________20___г.

ПРОГРАММА

ПЕРВИЧНОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений и территорий).

2. Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в ДОУ).

3. Пожароопасные свойства применяемого сырья, материалов.

4. Пожароопасность технологического процесса.

5. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

6. Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования).

7. Требования при тушении электроустановок и производственного оборудования.

8. Поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации.

9. Способы сообщения о пожаре.

10.Меры личной безопасности при возникновении пожара.

11. Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим.

Ответственный за обеспечение пожарной безопасности

МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» О.Н. Абдубасирова

УТВЕРЖДАЮ

Зав. МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка»

С.В. Молоканова

«______»_______________20___г.

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО

ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Общие сведения о специфике и особенностях учреждения по условиям пожаро- и взрывоопасности.

МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» двухэтажное отдельно стоящее здание расположенное по адресу Оренбургская область, ЗАТО Комаровский, ул. Комарова, д.14а. МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» осуществляет образовательную и медицинскую деятельность в области дошкольного образования. Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. На каждом из этажей имеются первичные средства пожаротушения огнетушители и краны внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованные рукавами и стволами. С каждого этажа здания на случай чрезвычайной ситуации (пожара) предусмотрено два эвакуационных выхода.

Вводный противопожарный инструктаж в учреждении проводится руководителем или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя учреждения.

1.1 Общие сведения о возникновении пожара и возможных опасных и вредных производственных факторах

1.1. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

1.2. Причины возникновения пожаров: причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги. Последние, в свою очередь, подразделяются на наружные (открытые), при которых хорошо просматриваются пламя и дым, и внутренние (закрытые), характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени.

1.3. Для того, чтобы произошло возгорание необходимо наличие трех условий:

Горючие вещества и материалы

Источник зажигания - открытый огонь, химическая реакция, электроток.

Наличие окислителя, например кислорода воздуха.

Для того, чтобы произошел пожар необходимо выполнение еще одного условия:

Наличие путей распространения пожара - горючих веществ, которые способствуют распространению огня.

1.4. Стадии пожара:

Первые 10-20 минут пожар распространяется линейно вдоль горючего материала. В это время помещение заполняется дымом рассмотреть в это время пламя невозможно.

Температура воздуха поднимается в помещении до 250-300 градусов. Это температура воспламенения всех горючих материалов.

Через 20 минут начинается объемное распространение пожара.

Спустя еще 10 минут наступает разрушение остекления. Увеличивается приток свежего воздуха, резко увеличивается развитие пожара. Температура достигает 900 градусов.

Фаза выгорания. В течение 10 минут максимальная скорость пожара.

После того, как выгорают основные вещества происходит фаза стабилизации пожара (от 20 минут до 5 часов). Если огонь не может перекинуться на другие помещения пожар идет на улицу. В это время происходит обрушение выгоревших конструкций.

1.5. Основные опасные и вредные факторы, возникающие при пожаре:

1) пламя и искры;

2) тепловой поток;

3) повышенная температура окружающей среды;

4) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

5) пониженная концентрация кислорода;

6) снижение видимости в дыму.

1.6. К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

1) осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

2) вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических

Установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

4) опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

5) воздействие огнетушащих веществ.

1.7. Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Меры пожарной безопасности действия по обеспечению пожарной

Безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

2. Обязанности и ответственность сотрудников за соблюдение требований пожарной безопасности.

Права и обязанности сотрудников в области пожарной безопасности

Сотрудники имеют право на:

Защиту их жизни, здоровья в случае пожара;

Участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью;

Получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

Участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Сотрудники обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности;

Иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

При обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них руководителя учреждения;

До прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению детей, имущества и тушению пожаров;

Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

Выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Все сотрудники должны допускаться к работе после проведения инструктажа на рабочем месте и ознакомления с требованиями данной инструкции.

Права и обязанности учреждения в области пожарной безопасности

Руководитель учреждения имеет право:

Формировать, изменять состав звена пожаротушения;

Вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

Проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в учреждении;

Устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

Получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители учреждения обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц ГПН;

Разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

Проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

Включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

Оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

Предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

Обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

Предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

Незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

Содействовать деятельности добровольных пожарных;

Обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

3. Ознакомление с противопожарным режимом в организации.

В соответствии с пунктом 15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 июня 2003 года (регистрационный № 4838), в МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

Курение во всех складских, административных и групповых помещениях, коридорах, проходах и лестничных клетках зданий учреждения, а также на территории, прилегающей к зданию, запрещено;

Запрещено разводить костры на территории, зданиях, сооружениях и помещениях, а также сжигать отходы и мусор;

По окончанию рабочего дня должно отключаться все электроборудование и приборы за исключением дежурного освещения и оборудования, функционально требующего постоянного режима «Включено» (холодильники и т.д.);

Запрещается пользоваться электроутюгами, электроплитами и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара и вне специально выделенных помещений;

Запрещается применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

Запрещается размещение у электрощитов электродвигателей горючих и легковоспламеняющихся веществ и материалов;

Запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими элетроустановочными изделиями.

4. Ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима, инструкциями и основными причинами пожаров.

1. Приказ «Об установлении противопожарного режима, о назначении ответственных за соблюдением противопожарного режима.

2. Инструкция о мерах пожарной безопасности в МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка».

Основными причинами возникновения пожаров в помещениях учреждения являются:

Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических сетей;

Неосторожное обращение с огнём;

Неосторожность при курении;

Проведение огневых работ с нарушением правил пожарной безопасности.

5. Общие меры по пожарной профилактике и действия в случае пожара.

Меры пожарной профилактики пожаров в помещениях здания МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» заключаются в неукоснительном соблюдении обязательных требований пожарной безопасности, которые включают в себя:

Системы автоматического обнаружения пожара и оповещения людей, которые должны находиться постоянно в исправном и работоспособном состоянии;

Постоянный контроль за состоянием эвакуационных путей и выходов, коридоров, тамбуров и проходов, для обеспечения своевременной и свободной эвакуации людей из здания в случае чрезвычайной ситуации.

Запрещается:

А) при эксплуатации путей эвакуации:

Загромождать проходы, коридоры, галереи, холлы, лестничные клетки, марши лестниц и люки мебелью, оборудованием и различными материалами, а также загромождать тамбуры эвакуационных выходов;

Устраивать в габаритах лестничных клеток разного рода кладовые, а также хранить под лестницами и на лестничных площадках какие-либо материалы;

Устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;

Применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации;

Устраивать в тамбурах выходов вешалки для одежды и гардеробы, хранение (в т.ч. временное) любого инвентаря и материалов;

Загромождать доступ к первичным средствам пожаротушения, к электрораспределительным щиткам и отключающим устройствам;

Использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению;

Отключать автоматические средства противопожарной защиты и пожаротушения;

б) при эксплуатации электроустановок:

Использовать электроаппараты и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также эксплуатировать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);

Пользоваться неразрешенными нагревательными электроприборами для отопления помещений, приготовления и разогревания пищи вне специально отведенных мест;

Пользоваться электроприборами, потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети (электрочайники, электрообогреватели и т.п.), а также включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;

Оставлять без присмотра и по окончании рабочего дня находящиеся под напряжением любые электроприборы и устройства (телевизоры, радиоприемники и т.п.);

Подключать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;

Пользоваться неисправными электровыключателями, электророзетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, с обгоревшими и закопченными контактами, с не закрепленными надежно, искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);

Подвешивать электропроводку на гвоздях и заклеивать ее обоями;

Применять некалиброванные (самодельные) предохранители;

Использовать электропровода для подвешивания картин, одежды и других вещей;

Применять для электросетей напряжением 220 В слаботочные провода;

Применять свечи в качестве аварийного освещения;

в) при применении открытого огня и хранении горючих газов :

Приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, а также горючие газы в помещении;

Курить и пользоваться открытым огнем в не предусмотренных для этих целей помещениях, бросать на пол, в урны и в корзины для сбора мусора непогашенные окурки и спички;

Эксплуатировать электропечи, не оборудованные терморегуляторами.

При возникновении пожара или возгорания действия сотрудников организации, в первую очередь, должны быть направлены на обеспечение быстрой и безопасной эвакуации людей и материальных ценностей.

А) Обязанности и действия заведующего, находящегося на месте пожара:

  1. Необходимо продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность вышестоящее руководство и ответственного дежурного.
  2. Организовать эвакуацию людей, используя все имеющиеся силы и средства.
  3. Проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты и дымоудаления.
  4. Прекратить все работы в здании, где возник пожар, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара.
  5. При необходимости обеспечить отключение электроэнергии (за исключением систем пожарной автоматики).
  6. Отключить систему общеобменной вентиляции, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений.
  7. Руководить тушением пожара до прибытия подразделений пожарной охраны.
  8. Выделить для встречи пожарных подразделений лиц, знающих подъездные пути к зданию, расположение водоисточников и планировку помещений.
  9. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, необходимые аварийные службы города.
  10. Удалить за пределы опасной зоны всех должностных лиц (работников), не участвующих в тушении пожара.
  11. Обеспечить соблюдение требований техники безопасности должностными лицами, принимающими участие в тушении пожара.
  12. Одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей.
  13. По прибытии на место подразделений пожарной охраны организовать их встречу, сообщить им информацию об очаге пожара, имеющиеся сведения о нахождении людей в опасной зоне и в здании в целом, о предпринятых мерах по ликвидации пожара и эвакуации людей.
  14. Кроме того, необходимо сообщить о конструктивных и технологических особенностях здания, наличии опасных факторов (наличие устройств под напряжением, емкостей с ЛВЖ и ГЖ, баллонов с газами ит.п.).

б) Действия сотрудников при обнаружении пожара:

1.При получении сигнала о пожаре по системе АПС или сигнала оповещения «Внимание, всем!»:

  1. Прекратите занятие и организуйте эвакуацию детей;
  2. При сильном задымлении примите меры по защите органов дыхания, используя подручные средства или штатные средства индивидуальной защиты;
  3. Отключите электрооборудование и плотно закройте окна и двери. Необходимо помнить! Приток воздуха и его движение значительно увеличивает горение;
  4. Выведите детей в безопасное место согласно плана-схемы эвакуации;
  5. Проверьте по списку наличие детей на сборном пункте.

2. При возникновении пожара в помещении:

  1. Удалите детей за пределы опасной зоны и организуйте их эвакуацию;
  2. Сообщите незамедлительно о пожаре по телефону в пожарную охрану при этом необходимо назвать:

1) точный адрес (улица, номер здания или строения, этаж) МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» Комарова, 14 а;

2) что горит (электроустановка, легковозгорающиеся жидкости, стена здания, потолок, подвал, чердак и т. п.), где горит;

3) кто сообщает о загорании (имя, фамилия, должность);

4) номер телефона, с которого делается сообщение и вызывается пожарная и спасательная службы;

5) где будут встречать машину,

А также сообщить о пожаре заведующему МБДОУ «Д/с №6 «Малышка».

  1. Приступите к тушению пожара своими силами и средствами, соблюдая меры безопасности, до прибытия подразделения пожарной охраны;
  2. При невозможности ликвидации возгорания своими силами и быстром распространении огня и дыма немедленно покиньте помещение.
  3. Номера телефонов: СПЧ № - 3 2-85-55 , Мобильный с любого оператора сотовой связи 112

3. По прибытии пожарного подразделения заведующий МБДОУ «Д/с №6 «Малышка» (или лицо, его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о месте пожара, особенностях объекта, расположении гидрантов и наличии людей в здании МДОУ «Д/с № 6 «Малышка»

Внимание! При эвакуации сохраняйте спокойствие и не создавайте паники!

Сроки проверки и испытания гидрантов, зарядки огнетушителей, автоматических средств пожаротушения и сигнализации:

В соответствии с ППБ 01-03 к сетям противопожарного водоснабжения предъявляются следующие требования:

Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения или если величина утечки газового огнетушащего вещества (ОТВ) или вытесняющего газа за год превышает допустимое значение.

К первичным средствам пожаротушения относятся:

Пожарные щиты различной комплектации, бочки с водой, ящики с песком, ведра, багры, несгораемые полотнища, огнетушители, внутренние пожарные краны с рукавами и стволами.

Первичные средства пожаротушения следует устанавливать в помещениях в видных и легкодоступных для их использования местах, по-возможности, ближе к выходам из этих помещений.

Подходы к средствам пожаротушения, а также к электрощитам, должны быть свободны.

Для обозначения мест расположения средств пожаротушения, а также - средств связи (телефоны), следует пользоваться знаками пожарной безопасности.

Ручные огнетушители следует располагать:

1) на стене и таким образом, чтобы высота от пола до дна огнетушителя была

не более 1,5 м. и огнетушитель, расположенной у выхода из помещения не мешал полному и свободному открытию дверей;

2) на кронштейнах, в шкафах внутреннего пожарного крана, в ящиках, на пожарных стендах, на специальных основаниях (полках) так, чтобы в любом случае было видно наставление по использованию огнетушителя в случае загорания.

Каждый работник должен знать местонахождение наиболее близко расположенных в зоне его рабочего места огнетушителей и должен уметь ими пользоваться.

Пользование первичными средствами пожаротушения.

1) При тушении твёрдых предметов и материалов следует подавать гасящее вещество в очаг загорания, в самое интенсивно горящее место. Огонь следует тушить последовательно, гася.в направлении от тушителя в глубину загорания, сверху вниз, так сказать, `` метущими `` движениями, покрывая горящие предметы огнегасительным составом.

2) При тушении загоревшейся жидкости в открытых или с низкоустроенными бортами ёмкостях, следует огнегасящее вещество направлять на поверхность жидкости наклонно, желательно - на внутреннюю стенку резервуара; При таком тушении огнегасящий вещество будет растекаться и покроет поверхность жидкости, изолируя её от поступления из воздуха кислорода и тем туша загорание.

3) При тушении растекающейся горящей жидкости, следует начинать тушение с краёв площади растекания и последовательно покрыть огнегасящим составом всю горящую поверхность.

4) При тушении огня углекислотным огнетушителем, следует огнетушитель держать, по-возможности, вертикально, с тем, чтобы не препятствовать нормальному выходу из огнетушителя углекислого газа.

5) Во избежание ожогов от создающегося углекислотным огнетушителем искусственного холода, нельзя руками без рукавиц браться непосредственно за направляющую воронку работающего и выпускающего струю углекислоты углекислотного огнетушителя; естественно, нельзя направлять струю на людей! Углекислотные огнетушители хорошо применимы для тушения загораний электроустановок, электросетей с напряжением до 1000 V, а также для тушения загораний на автотранспорте.

6) Если углекислотным огнетушителем тушили в помещении, то следует людям из этого помещения выйти и хорошо его проветрить;

7) Огнетушители порошкового типа являются многоцелевыми огнетушителями. Их можно использовать почти на всех видах пожаров (например, на кораблях, в автобусах, в деревянных строениях, на производстве). Эти огнетушители способны одинаково хорошо тушить как деревянные конструкции, папку, бумагу, так и бензин, масло и другие горюче-смазочные вещества.

8) Огнегасящий порошок надёжен при низких температурах (например, зимой) и не проводит электрический ток. Порошковыми огнетушителями можно тушить загорания в электроустановках и электросетях напряжением до 1000 вольт.

9) Для тушения загораний электроустановок и электросетей, электроприборов под напряжением до 1000 V можно использовать только:

Углекислотные огнетушители

Порошковые огнетушители

Пенные огнетушители и воду для тушения электроустановок, сетей и электроприборов, находящихся под напряжением использовать нельзя! И пена, и вода проводят электроток и он может поразить тушителя.

6. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и травмах:

Сотрясение, ушиб головного мозга – потеря сознания, головная боль, головокружение, тошнота, рвота.

Наложите бинтовую повязку и приложите контейнер гипотермический полимерный охлаждающий. Противошоковые мероприятия.

Пострадавшего доставляют в лечебное учреждение лежа. Голова на мягкой подушке в фиксированном по отношению к туловищу положении. В бессознательном состоянии – на боку, если нет перелома костей таза.

Переломы конечностей – открытые, закрытые.

Резкая боль, припухлость, кровоподтеки, возможно искривление конечности.

Обеспечьте полную неподвижность места перелома.

Переломы:

Ключицы – для разведения отломков ключицы руки фиксируются бинтом за спиной.

Плечевой кости и костей предплечья – накладывается шина с наружной и внутренней стороны конечности.

Бедренной кости – наружная шина захватывает всю ногу и туловище до подмышечной впадины, а с внутренней стороны бедра занимает расстояние от подошвы до промежности.

Костей голени – шина захватывает с обеих сторон коленный и голеностопный суставы. Обеспечить остановку кровотечения.

Противошоковые мероприятия.

Перевозка пострадавшего:

При переломе верхних конечностей – в положении сидя;

При переломе нижних конечностей - в положении лежа.

Переломы костей позвоночника и таза Сильная боль в поврежденной области, нарушение чувствительности и (или) двигательной активности.

Позвоночник.

Пострадавшего уложить лицом вверх на твердую, ровную поверхность. При болях в шейном отделе позвоночника нужно зафиксировать голову и шею. При перекладывании пострадавшего – фиксировать голову и шею.

Кости таза.

Пострадавшего уложите лицом вверх на твердую, ровную поверхность, под разведенные согнутые колени подложите валик из свернутой одежды. Высокая опасность повреждения внутренних органов и развития шока. При всех повреждениях спины и шеи действовать, как при переломе позвоночника! Обеспечьте остановку кровотечения. Противошоковые мероприятия. Перевозка пострадавшего в положении лежа с фиксацией на твердой ровной поверхности.

Повреждения грудной клетки.

Нарушение дыхания, расстройство кровообращения.

При наличии проникающей раны:

Повязку покрывают полиэтиленовой пленкой и туго бинтуют при положении грудной клетки на выдохе. Пострадавший транспортируется в лечебное учреждение в полусидячем положении с наклоном в сторону повреждения или лежа на боку.

Вывихи, ушибы.

Вывих – резкая боль, невозможность движений в суставе, деформация сустава.

Ушиб – боль, кровоподтек.

При вывихе: верхняя конечность фиксируется бинтом к туловищу или подвешивается на косынке, нижняя – прибинтовывается к подручным средствам или к здоровой конечности. Не вправлять вывих без соответствующей подготовки! Отравление угарным газом.

Угарный газ не имеет цвета и запаха!

Признаки отравления: головная боль, пульсация в висках, тошнота, в тяжелых случаях потеря сознания.

Пострадавшего выносят на свежий воздух.

При отсутствии сознания – искусственное дыхание.

Непрямой массаж сердца.

Немедленно доставить в лечебное учреждение.

Ожоги. Снимите горящую одежду. Места ожогов (не удаляйте пригоревшие частицы одежды, отслоившуюся кожу, не вскрывайте образовавшиеся пузыри) закрываются стерильными салфетками и забинтовываются. Если нет повреждений органов брюшной полости, то необходимо поить раствором 0,5 ч. ложки соды и 1 ч. ложка соли на литр воды. Инструкции вводного инструктажа по пожарной безопасности

Ответственный за обеспечение пожарной безопасности

МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка» О.Н. Абдубасирова


В продолжение темы:
Forex

ПРОГРАММА Б2.В.3. Производственная практика (научно-исследовательская работа) Направление подготовки: 38.03.01 Экономика Направленность (профиль): Экономика предприятия и...

Новые статьи
/
Популярные