Централизованная и децентрализованная формы государственного управления. Децентрализованное производство Децентрализация управления осуществляется с помощью



Если Вы работаете в небольшой организации, все решения могут приниматься самим руководителем. При расширении бизнеса, ведущим за собой увеличение штата, масштаба и сложности работ создаётся ситуация, когда руководитель предприятия будет перегружен принятием мелких и серьёзных решений. Собственник или менеджер должен решить дилемму: должны ли права быть сконцентрированы наверху или распределены по уровням организации? Это дилемма между централизацией и децентрализацией, являющейся большой проблемой в проектировании организации. Очень важное решение, при принятии которого необходимо учитывать: Ваши взгляды на стиль менеджмента, в том числе и , основываясь на стратегии предприятия миссии и визии, не забывая о агрессивности среды в которой Вы работаете и зарегулированности отрасли.

Вы можете добавить свои варианты, из Вашей практики. А я кратко остановлюсь на централизации и децентрализации.

Централизация (Centralization) и Децентрализация (Decentralization) представляют собой два противоположных способа передачи - делегирования права принимать решения и изменения организационной структуры предприятия соответственно. Не забывайте с правами передавать и ответственность, оформляя соответствующие внутренние документы: должностную инструкцию, договор материальной ответственности и контракт.

Централизация (Centralization)

Руководство высшего звена оставляет за собой право и большую часть полномочий, необходимых для принятия важных решений. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.

Признаки централизации:

Процесс принятия решений реализуется на высших уровнях организации, таких как головной офис или корпоративный центр;

Знания, информация и идеи концентрируются на высших уровнях, и решения спускаются вниз по организации;

Относительно широкий объем контролирующих полномочий менеджеров высшего звена при наличии множественных уровней в организации.


Достоинства централизации:

Централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами;

Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счет других или организации в целом;

Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа;

Централизованное управление позволяет максимально эффективно использовать оборудования, производственных площадей, финансов;

Централизованное управление позволяет привести все операции в рамках компании к единому стандарту;

Централизованное управление позволяет устранить возможное дублирование функций, операций, усилий, подразделений и т.п.;

Централизованное управление позволяет приобретать дорогую организационную технику, оборудования и т.п.

Я применяю выражение «централизованное управление ПОЗВОЛЯЕТ», потому, как не всегда менеджмент при централизованном управлении, прописывает и реализует эффективно все плюсы. Именно поэтому будут всегда востребованы, такие специалисты, как я – консультирующие и проводящие реструктуризацию предприятий и бизнес-процессов.

Недостатки централизации:

Рост высокооплачиваемого менеджмента, IT -отдела, службы безопасности;

Как следствие - снижение оперативности управления;

Подавление творческой инициативы персонала в реше­нии производственных задач организации;

Как следствие – уход из предприятия недооцененных сотрудников с потребностью в достижениях.

Децентрализация (Decentralization)

Полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Т.е. передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Признаки децентрализации:

В децентрализованной организации, процесс принятия решений реализуется на низших уровнях организации, таких как подразделения, филиал, отдел или дочерние компании;

Знания, информация и идеи генерируются на низших уровнях и поступают снизу вверх;

Относительно узкий объем контролирующих полномочий менеджеров высшего звена при наличии немногочисленных уровней в организации, ввиду большей автономии на низших уровнях.


Достоинства децентрализации:

Децентрализованное управление позволяет, при соответствующей подготовке, быстро, легко и эффективно принимать решения, особенно в крупных организациях с огромными объемами информации;

Децентрализованное управление позволяет обеспечить оперативность принятия решений, решение принимает руководитель, наиболее "близко расположенный" к возникшей проблеме;

При децентрализованном управлении возможен рост , инициативы, духа предпринимательства, удовлетворенности работой;

При децентрализованном управлении возможно приобретения "руководящего" опыта начинающими руководителями, развитие компетентности;

При децентрализованном управлении возможно тратить дорогостоящее время топ-менеджеров по назначению: на разработку стратегии компании, ее политики, на внедрение инноваций;

При децентрализованном управлении возможна гибкость компании в реальной экономической ситуации;

При децентрализованном управлении возможно увеличение вероятности правильности принимаемых решений ввиду узкой специализации и ограниченного круга вопросов, выходящих на руководителей подразделений;

Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т.е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации. Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает.

Многие фирмы сталкиваются с необходимостью принимать оперативные решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами потребителей или работников. В случае когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать - это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить.

Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники - выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.

Централизованные организации - это организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений.

Преимущества:

Экономически эффективное использование персонала;

Высокая степень координации и контроля за специализированными видами деятельности;

Контроль за снижением возможности развития одних отделов организации за счет других.

Децентрализованные организации - это такие организации, в которых полномочия распределены по ниже стоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях, управляющий среднего звена имеет очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности , которая позволяла бы принимать сложные и оперативные решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ такой организационной перестройки.

Во-первых, в результате децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают.

Во-вторых, децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции. В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности при определении своего личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действий ведет к повышению творческого характера управленческого труда, к стремлению внести вклад в рост и развитие фирмы.


Степень централизации определяется следующими характеристиками:

1) количество решений, принимаемых на ниже стоящих уровнях управления;

2) важность решений, принимаемых на ниже стоящих уровнях управления;

3) количество контроля за работой подчиненных.

Процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и несение расходов. Приходится, в частности, разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников к переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов.

Более высокая степень децентрализации в организациях, рассматриваемая как передача в низовые звенья процесса принятия решений, предполагает, что:

Большее число решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;

Решения, принятые на низших уровнях, более важны;

Различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;

Уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом.

Такой подход приводит к повышению автономности в принятии решений в отдельных подразделениях, к сокращению сферы централизованного контроля. Благодаря этому растет ответственность подразделений за их прибыльность. Эти подразделения представляют собой относительно автономные, самофинансируемые небольшие компании в структуре основной компании.

Сравнение различных типов организационных структур показывает, что организации с меньшим числом уровней управления и более широким охватом контролем оказываются более гибкими и динамичными, чем централизованные пирамидальные структуры. Широкий охват контролем облегчает передачу полномочий вниз, децентрализацию управления. Создаются условия для деятельности более профессионально подготовленных руководителей, сокращения сети коммуникаций, уменьшения административной дистанции между уровнями управления.

На соотношение централизации и децентрализации в управлении непосредственное влияние оказывают такие факторы, как размер организации, технология производства и услуг, внешняя среда.

У децентрализованных структур сегодня много сторонников. Частично это объясняется тем, что в них заложена мысль о том, что людям изначально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами, а частично — многочисленными подтверждениями эффективности таких структур. Одно из наиболее ярких и убедительных доказательств было представлено Питером Друкером .

Он был одним из первых, кто начал изучать, быть может, самый серьезный в мировой истории опыт создания децентрализованной организации: децентрализацию «Дженерал Моторс», предпринятую Альфредом П. Слоуном в 20-х годах. Основываясь на очевидном успехе децентрализации в «Дженерал Моторс», «Сирс», «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик» и «Дюпон», Друкер заключил, что «основное правило для любой организации состоит в том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд».

Очевидно, что многие руководители согласны с этим выводом. Большинство крупных американских корпораций имеют децентрализованную организацию. Их общая структура базируется на принципе федеральной децентрализации, при которой руководители важнейших отделений могут действовать почти полностью автономно во всем, что касается производимой ими продукции. Однако даже самые ярые сторонники децентрализации признают, что она не является единственным средством для любой ситуации. И централизация, и децентрализация имеют свои недостатки и преимущества.

Преимущества централизации:

1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.

2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.

3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрально-административного органа.

Преимущества децентрализации:

1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.

2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.

3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.

4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.

Решать, в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения - дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений.

Как уже было указано выше, если норма управляемости становится слишком высокой, то должны быть введены дополнительные уровни управления, чтобы не допустить потери координации.

Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Здесь управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

Любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или же в сравнении с собой же, но в другие периоды.

В идею децентрализованных структур заложена мысль, что людям изначально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами.

Здесь обычно за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов, координация и оценка деятельности подразделений. Руководителям более низкого уровня делегируется право принимать решения в областях, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.

Понять насколько данная организация централизована по сравнению с другими, можно определив следующие ее характеристики:

1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровняхуправления.

Чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации.

2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.

3. Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрачивающие более, чем одну бизнес-функцию, то организация тяготеет к децентрализованной.

4. Количество контроля за работой подчиненных.

В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей. Оценка их действий делается на основании суммарных достигнутых результатов, которых должно добиться данное подразделение.

Централизация и децентрализация имеют свои недостатки и преимущество, соотношение которых определяется внешними и внутренними переменными.


Преимущества централизации:

1. Улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями;

2. Позволяет избежать ситуации, когда одни отделы растут и развиваются за счет других или организации в целом;

3. Позволяет более экономично и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного аппарата.

Преимущества децентрализации:

1. Позволяет решить проблему управления крупными организациями, где имеет место огромное количество информации и сложность процесса и решений;

2. Дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше знает ее;

3. Стимулирует инициативу и позволяет личности отожествлять себя с организацией

4. Помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организации талантливых руководителей.

К факторам, определяющим соотношение централизации и децентрализации, относятся следующие:

Необходимость проведения радикальных изменений и высокий уровень неопределенности внешней среды благоприятствует децентрализации;

Соотношение централизации и децентрализации должно быть адекватно стратегии;

В период кризиса или возникновения непосредственных угроз властные полномочия, как правило, концентрируют в руках высшего менеджмента организации.

Качество деятельности по распределению полномочий и ответственности определяется установленным в организации соотношением централизации и децентрализации. Конкретное содержание искомого соотношения в каждой организации зависит от установленного в ней уровня принятия решения.

Централизацией называется концентрация (сосредоточение) процесса принятия решений (властных полномочий) на верхнем уровне иерархии управления. Децентрализация , напротив, предполагает передачу полномочий по принятию решений по определенным проблемам на нижние этажи структуры управления. В последнем случае соответствующие властные полномочия рассредоточиваются по многим субъектам (подразделениям и службам) организации, каждый из которых имеет свою иерархию. Централизация и децентрализация призваны обеспечивать распределение полномочий по принятию решений между уровнями иерархии управления.

Установление разумного соотношения централизации и децентрализации с точки зрения формирования организационных структур управления предполагает:

  • – централизацию функций определения целей и постановки задач, а также контроля исполнения в организации с одновременной передачей полномочий по принятию оперативных решений на низшие уровни управленческой иерархии;
  • – интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения общей цели, и обеспечение ее приоритета перед частными функциональными целями;
  • – придание структурам управления гибкости и мобильности, с тем чтобы они были способны достаточно быстро реагировать на изменение внешних и внутренних условий деятельности организации;
  • – в приемлемой мере быстрое и своевременное принятие решений по существу меняющихся ситуаций;
  • – создание условий самоидентификации руководителей всех уровней иерархий управления и наилучшей при заданных условиях мотивации их деятельности.

Поиск оптимального сочетания централизации и децентрализации важен для любой системы управления.

Степень централизации (децентрализации) управленческих полномочий определяют следующие характеристики организации:

  • 1) необходимость распределения дефицитных ресурсов и проведения единой по отношению ко всем подразделениям политики, что при значительной децентрализации затруднительно;
  • 2) издержки, связанные с принятием общеорганизационных решений. Чем они дороже, тем на более высоком уровне данные вопросы должны рассматриваться;
  • 3) размеры организации. Из-за сложности координировать внутренние процессы крупные организации необходимо разбивать на ряд самостоятельных структур, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню принятия решений, и развивать между ними горизонтальные связи;
  • 4) специфика деятельности. Некоторые виды деятельности могут технически ограничивать возможности централизации (децентрализации) полномочий. Другие – требовать стратегических решений, невозможных без централизации, или, наоборот, тактических действий, предполагающих децентрализацию;
  • 5) исторические традиции и взгляды высшего руководства;
  • 6) подготовленность кадров к самостоятельной деятельности.

Уровень централизации и децентрализации принято определять с помощью переменных: числом решений, принимаемых в иерархии управления; значимостью этих решений для организации; действенностью технологий исполнения решений. При необходимости можно использовать и другие показатели – как количественные, так и качественные.

Степень централизации полномочий характеризуется долей решений, принимаемых на высших ступенях иерархии; уровнем принятия важных решений; долей работников, осуществляющих управленческие функции на уровне организации; процентом решений, не согласуемых с руководством; частотой привлечения подчиненных к участию в управлении и т.д.

Как централизация, так и децентрализация имеют свои преимущества и недостатки, которые обнаруживаются в конкретных условиях деятельности организаций.

К достоинствам централизации можно отнести следующее:

  • – становится проще концентрировать усилия на ключевых направлениях деятельности в соответствии с интересами организации;
  • – устраняется неоправданное дублирование управленческих функций, что приводит к экономии затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников);
  • – процесс принятия решений сосредоточивается в руках тех людей, кто лучше знает общую ситуацию, имеет большие знания, опыт;
  • – упрощается контроль и координация деятельности в масштабах организации, поддержание дисциплины и порядка, стабилизируется рабочее состояние, отклонения от которого считаются вредными (поэтому централизация предпочтительнее в период спада);
  • – улучшается использование опыта и знаний управленческого персонала.

Однако централизация имеет следующие недостатки:

  • – из-за значительных затрат времени на передачу информации, в процессе которой немалая часть ее теряется или искажается, замедляется организационная реакция;
  • – важнейшие решения принимаются высшими руководителями, плохо представляющими себе конкретную ситуацию и местную специфику, в результате чего они оказываются недостаточно качественными. В то же время исполнители, находящиеся в гуще событий, не могут проявлять инициативу. Поскольку решения навязываются, то из-за отсутствия заинтересованности они неэффективно реализуются.

В целом централизация эффективна в условиях стабильной среды. Полностью централизованное управление сверхсложными объектами предъявляет к управляющей системе почти невыполнимые требования в отношении переработки информации и коммуникаций. Поэтому для них необходимо предоставлять максимально возможную самостоятельность.

Рост числа субъектов, входящих в организацию, их юридическая самостоятельность, территориальная разбросанность, усложнение производственных и информационных связей, быстрое изменение конъюнктуры и т.п. во многом способствовали децентрализации полномочий.

В современных децентрализованных организациях на высшем уровне принимаются решения о миссии, целях, об утверждении долгосрочных планов, о распределении ресурсов по подразделениям, об оценке их деятельности, о совершенствовании системы управления. Здесь осуществляются также внешние связи, общий контроль над подразделениями, поощрение сотрудничества и создание благоприятного климата, разрабатываются принципы кадровой политики, поддерживаются горизонтальные контакты и др. Все стратегические решения предварительно согласовываются с низовыми руководителями, которые получают свободу тактических действий.

К достоинствам децентрализации относится следующее:

  • – приближение источников решений к "исполнителям", лучшее их обоснование и большая скорость принятия, что позволяет гибко и своевременно реагировать на внешние воздействия;
  • – усиление ответственности исполнителей на низших уровнях организации при одновременном укреплении между ними доверительных отношений;
  • – благоприятствование развитию в организации неформальных отношений и уменьшению потенциала бюрократических процедур;
  • – создание предпосылок раскрытия творческого потенциала сотрудников и выявление их способностей к руководящей деятельности.

Недостатки децентрализации:

  • – возникает риск потери управляемости;
  • – создает угрозу нарушения принципа системного подхода к разработке решений, в частности, из-за отсутствия надлежащего учета внешних воздействий;
  • – ослабляются процессы интеграции сопряженных подразделений (групп), требуемые для обеспечения единства действий;
  • – возможность избыточного сосредоточения внимания и времени на оперативной (текущей) деятельности в ущерб стратегической.

Децентрализация управления целесообразна, если деятельность подразделения в разумных пределах автономна, а другие подразделения не влияют существенно на него, в условиях очевидной целесообразности повышения оперативности решений и др. Нередко вышестоящие руководители, перемещая на низкие уровни иерархии (в порядке децентрализации) те или иные функции управления и ответственность за их надлежащее исполнение, "забывают" одновременно передать на те же уровни соответствующие полномочия вместе с требуемыми для их исполнения ресурсами.

Как бы то ни было, всякая развивающаяся организация постоянно находится в состоянии выбора между централизацией и децентрализацией, в процессе преодоления противоречий в их взаимоотношениях. Более того, эти взаимоотношения неизменно конфликтны, а равновесные отношения между сторонами, по определению, – явление временное. Конъюнктура вынуждает организации постоянно модифицировать свои структуры, переходя по обстоятельствам от централизации к децентрализации, и, наоборот, стремятся обеспечить их единение/баланс.

Необходимое при этом перераспределение полномочий и ответственности внутри системы управления часто связано с корректировкой ее организационной структуры. Следовательно, корректировка может быть обусловлена не только уточнением полномочий и ответственности структурных подразделений, но также централизацией некоторых управленческих функций или расширением самостоятельности отдельных подразделений организации.

Российское государство на современном этапе развития находится в условиях, которые свойственны перманентному инновационному процессу. Это является детерминантой того факта, что в постсоветской России возникла необходимость в грамотно построенной внутренней политике, деятельности государственных институтов, а также в установлении определенного вектора политического управления. В частности, следует найти ответ на вопрос: "Децентрализация - что это такое, и в чем заключаются ее отличия от централизации власти?"

Что такое процессы централизации и децентрализации управления?

Обращаясь к терминологии, можно сделать вывод о том, что централизация и децентрализация управления - разные понятия. Так, централизация — это сосредоточение всей полноты власти в руках одной организации. С политической точки зрения, когда власть не аккумулирует всю полноту власти в собственных руках, а отдает некоторую компетенцию органам МСУ, это и есть децентрализация. Что это такое, более подробно позволяют узнать экспертные ответы по данному вопросу.

Два методологических подхода к децентрализации власти

На сегодняшний день, по мнению Вардана Багдасаряна, существует два методологических подхода, которые позволяют ответить на вопрос: децентрализация - что это такое. Весь объем управленческих полномочий можно представить конкретной цифрой, которая будет составлять 100 %. В случае если более 90 % полномочий сосредоточены в руках высших органов и лишь 10 % отданы в компетенцию то можно утверждать о том, что в данном государстве управление централизовано. Если процентное соотношение распределения власти находится в обратной зависимости, то есть 90 % относятся к полномочиям МСУ и лишь 10 % к властным органам на федеральном и региональном уровне, то можно говорить о том, что прошел процесс децентрализации управления.

Таким образом, первый методологический подход позволяет говорить о модели управления - чрезмерной децентрализации. Иными словами, актуальные вопросы для местного самоуправления не могут быть разрешены непосредственно на «местах». Для этого следует пролоббировать интересы конкретного населенного пункта в органах на более высоких что в большинстве случаев невозможно осуществить.

Если децентрализация полномочий проходит по второй модели, то увеличивается риск сепаратизма внутри государства. Это может стать основным детерминирующим фактором распада государственности страны.

В чем заключены минусы децентрализации власти?

Мало ответить на вопрос: "Децентрализация - что это такое?" - важно понять основные плюсы и минусы данного механизма разделения полномочий.

  1. Потеря монополии на правительством. Данный минус заключен в том, что органы центральной власти не могут проводить стабилизационную грамотную Часть полномочий возлагается на регионы Российской Федерации, что является для них достаточно весомым финансовым обременением. Именно из-за данной причины распространяются
  2. Рост бюрократизации. Децентрализация власти - это не только распределение полномочий, но и увеличение количества государственных институтов и чиновников, каждый из которых выполняет свою определенную роль. Это обуславливает избыточное регулирование как в политической области, так и в экономической, социальной сфере.
  3. Кроме того, децентрализация власти - это возрастающая коррупция в органах местного самоуправления. При разграничении власти происходит перераспределение полномочий на местном уровне. К управлению приходят местные элиты, благодаря которым лоббируют интересы бизнес-компании при использовании подкупа властей, дачи взяток и преподнесения подарков.
  4. Непрозрачность власти на местах. Если высшие органы государственной власти публикуют отчеты о своей деятельности, то местное самоуправление оставляет свою работу в тени. Чиновники на местном уровне контролируют деятельность СМИ, поэтому предать огласке деятельность властей с невыгодной стороны не представляется возможным.

Несмотря на то что децентрализация власти в России сталкивается с многочисленными проблемами, данный механизм имеет ряд нереализованных плюсов и возможностей.

Гибкость МСУ

Органы местного самоуправления намного лучше информированы о существующих проблемах на территории определенного населенного пункта. Благодаря этому возможно принятие гибких решений, направленных на решение возникающих ситуаций. Однако из-за отсутствия должных политических и экономических стимулов система не работает.

Конкуренция юрисдикций МСУ

Одним из главных преимуществ децентрализации выделяют конкуренцию между различными юрисдикциями. Однако из-за того, что единое экономическое пространство внутри Российской Федерации отсутствует, на территории государства наблюдается низкая мобильность рабочей силы, труда и

Ответственность МСУ

Ответственность власти перед электоратом. Считается, что именно МСУ максимально приближено к народу, знает их потребности и проблемы. Поэтому деятельность должна быть максимально открытой и прозрачной. На самом деле верхушка власти на местах - это представители местных элит, которые предпочитают оставлять в тени собственную работу, скрывая тем самым истинную направленность деятельности.

Механизм сдержек и противовесов

Избежать узурпации власти позволяет пропорциональная централизация и децентрализация управления, которая предполагает строгое разделение полномочий по принципу 50/50. Однако для эффективного функционирования механизма необходимы специализирующиеся на контроле институты. На территории Российской Федерации данная практика слаба, что не позволяет в должной степени осуществлять координацию управления между различными уровнями власти.

Централизация и децентрализация власти - вопрос, который наиболее актуален на сегодняшний день на территории России. Только грамотное распределение полномочий среди органов различных уровней государственной власти позволит избежать возможных минусов данного механизма разграничения компетенции и реализовать возможности.

В продолжение темы:
Бизнес планы

Составить коммерческое предложение на оказание услуг достаточно просто, однако менеджеру стоит учесть несколько важных нюансов. Письмо должно вызвать заинтересованность и...

Новые статьи
/
Популярные