Методика профессионального самоопределения. Методики профессионального самоопределения и психологического сопровождения профессиональной карьеры в мировой практике. Просмотр содержимого презентации «Профессиональное самоопределение»
Методика профессионального самоопределения
Для формирования групп педагогической направленности использовался тест Голланда «Методика профессионального самоопределения».
Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом. Её суть в том, что успех в зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.
Типы профессиональной направленности личности
- Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциальный тип Предприимчивый тип Артистичный тип
Отбор в группы педагогической направленности прошли обучающиеся с преобладающими социальным, интеллектуальным и артистическим типом
Психологические характеристики, особенности личности, способности | Ориентация, направленность, предпочтения | Профессиональная среда | Конкретные профессии |
|
Активность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности | Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение | Техника, . Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. | механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, шофер и т. д. |
|
Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность | Идеи, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения | Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи | физик, астроном, ботаник, программист и др. |
Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей | Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем | Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. | врач, педагог, психолог и т. п. |
|
Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей | Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства | Экономика, связь, расчеты, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных | бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др. |
|
Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности | Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике | Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия | бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д. |
|
Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие | Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного , следования правилам и традициям | Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения | музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д. |
Результаты диагностики обучающихся 8-9 классов
МОУ СОШ № 28 имени
Методы активизации профессионального самоопределения
Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:
интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов;
личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения к ним интереса следует провести другую методику (например, укрепить эмоционально-доверительный контакт с клиентом или рассмотреть другие, более простые и понятные проблема, все это может стать основой для обращения к первоначальной, более сложной проблеме);
добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции);
двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т. п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профконсультация во многом предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему уровню развития участников консультационного взаимодействия. Например, в обычных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментированию»), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопам» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана;
организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:
выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);
использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);
обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;
в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес...
Таким образом, активизирующая методика - это не просто «интересная» для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.
Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методами, то активизирующая методика - это более широкое понятие. Например, традиционная игра предполагает внешне проявленные положительные эмоции, достаточно выраженные внешние действия (прикасания, перемещения и т.п.), а активизирующая методика может проходить внешне вполне спокойно и даже восприниматься со стороны как довольно «скучная процедура».
Как уже отмечалось в предыдущих разделах пособия, активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.
Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно «неактивная» форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).
Другой пример - беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников (уже созданной мотивации и т. п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленное™ воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и проф-консультанты, часто ориентируясь лишь на «конкретную помощь» в конкретной (однозначной) ситуации.
И все-таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал по сравнению с другими методиками представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиентов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. Подробно активизирующие игры рассмотрены в других пособиях .
Допустимые стратегии:
тестологическая (в основе - стандартизированные испытания профпригодности);
информационно-просветительская (главная идея - вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он «сам разберется»);
рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства;
«глубинная», психоаналитическая стратегия , основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного «успеха», с другой стороны);
«гуманистическая-психотерапевтическая», основанная на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи «недооценивают роль социума в формировании личности» (по Б. В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых «осуществился личностный рост» на занятиях в психотерапевтических группах
(о чем они любят радостно сообщать со странными улыбочками), часто неспособны понять, что происходит в окружающем мире;
организационно-управленческая . В основе - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т. п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях «рыночнодемократической» РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что «система» предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы становится способность консультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов. При этом постепенно стремиться повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов;
«частичные услуги», предполагающие ограниченную помощь, например только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», так как не всегда возможно оказать полноценную помощь;
идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе - предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея «служения царю и отечеству» в дореволюционной России, или идеи «индустриализации», «освоения целины» и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями» или идея «поскорее и подальше уехать из этой страны», а для каких-то людей - это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении;
«принудительная». Подобная стратегия - для особых случаев, например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в случае самого непривлекательного и даже унизительного выбора;
активизирующая стратегия , в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы.
Нежелательные стратегии:
стратегия «обмана». В консультационной практике нередко возникает проблема, кого «обманывать» - клиента или начальника-заказчика (оба обязывают психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается переубедить (или «просветить») заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах рапортовать, что работа выполнена «как положено». Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Опыт также показывает, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, так как он соблюдает «правила игры» и не стремится публично доказывать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно;
стратегии «самообмана». Здесь психолог оказывает неполноценную помощь или просто «манипулирует» клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является «полное удовлетворение» клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т. п. Можно выделить некоторые варианты «самообмана»:
директивное консультирование , особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но про себя думает: «Все равно, ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу». Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из него веревки». При этом сам клиент зачастую бывает в восторге от того, что работает с таким знающим и приятным специалистом.
игра в «терапию». Например, подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после занятий в группе подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней». Но в целом подросток доволен и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция - «Спросите у детей, они вам скажут, понравилась им моя помощь или нет»);
«адаптивно-манипулятивная». Главная проблема здесь: как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случае, когда клиент или мама клиента уже решили сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу - это скорее подтверждение собственной правоты и одновременно перенесение ответственности на психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом).
Профессиональная ориентация обучающихся в соединении с подготовкой к самостоятельному профессиональному труду и карьере, формированием соответствующей мотивации, иерархии карьерных ориентаций является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Цариценцева О.П. Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). URL: http: //www.covenok.ru/koncept/2012/12169. htm (дата обращения - 14. 02.2015). На уровне государства актуальность решения этой задачи отражена в плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению эффективности и качества услуг в общем образовании на 2013-2018 гг. через необходимость разработки и реализации региональных комплексов мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. О плане мероприятий ("дорожной карте")"Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки": распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №722-р//Собрание законодательства Российской Федерации. - №19. - 2014.
Можно предполагать, что заявленные индикаторы "профилизации" будут реализованы двумя стандартными способами: через модернизацию существующих профориентационных технологий и через адаптацию для школьной практики зарекомендовавших себя методик профессионального самоопределения и психологического сопровождения профессиональной карьеры.
Начальный этап становления карьеры не подразумевает "окончательного" выбора профессии, но предполагает наличие способности к некоторой рефлексии, в части представления о собственных преференциях в будущей трудовой деятельности, своеобразной профессиональной идентичности. По периодизации известного отечественного специалиста в области психологии профессии Е.А. Климова, старший школьный возраст соответствует такой стадии профессионального становления, как вторичная реалистическая оптация. Для нее характерен не столько выбор старшеклассником профессии, сколько выбор учебно-профессионального направления (например, выбор образовательной организации для получения среднего общего образования и профиля этого образования). При этом принципиально важным, с позиций актуализации карьерных ориентаций старшеклассника, становится тот факт, что этот выбор должен осуществляться не ситуативно, а максимально осознанно.
К наиболее известным на постсоветском пространстве методикам, которые содержательно касаются профессионального самоопределения и профессионального выбора, в первую очередь относятся опросники профессиональных интересов и склонностей (А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Э. Стронга и др.).
Так, например, опросник "Карта интересов" отечественного психолога А.Е. Голомштока, позволяет определить степень выраженности интереса индивида к одному из более чем двух десятков выделенных видов профессиональной деятельности. Предложенная литовским психологом Л.А. Йовайшей оригинальная методика "Определение профессиональных склонностей" (к работе с людьми, к работе на производстве, к подвижным видам работы, к умственным видам деятельности, к эстетике и искусству, к планово-экономическим видам работ), позволяет оценить степень мотивации к занятию какой-либо деятельностью по трафаретам шкалы, учитывающей гендерные различия респондентов. В свою очередь, с помощью методики "Дифференциально-диагностический опросник" академика Е.А. Климова, можно определить (методом вычисления личностного психотипа) ориентацию индивида на профессиональную деятельность в виде взаимодействия по принципу: "человек-природа", "человек-техника", "человек-человек", "человек-знаковый образ" и "человек-художественный образ".
В силу того, что понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства для сознательного овладения своим поведением, самоопределения и личностного развития, в мировой практике профориентации и профконсультирования также широко используются типологические опросники (Дж. Холланда, Г. Айзенка и др.).
Так, например, известный американский психолог Дж. Холланд (J. L. Holland), продвигая (в связи со значением для личности ситуации неопределенности в выборе профессии) идею профессиональной идентичности, разработал уникальную методику оценки интересов (по таким параметрам как "мечты", "деятельности", "компетенции", "карьеры" и "самооценки") под общим названием "Самонаправленный поиск" ("Self Directed Search"). На постсоветском пространстве наиболее известна ее существенно усеченная адаптация под названием "Опросник профессиональных предпочтений", позволяющая определить взаимосвязь типа личности (по Дж. Холланду их шесть: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциальный) и сферы профессиональной деятельности. Следует также отметить, что в оригинальной версии методика Дж. Холланда позволяет определить проявляемые (выражаемые) личностью интересы, тогда как показатели опросника "Бланк профессиональных интересов" ("Vocational Interest Blank") Э. Стронга (E. K. Strong), позволяют определить оцениваемые личностью интересы. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (К 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета. 2009. № 4. - С. 54-67.
Серия личностных опросников (например, "Еуsenck Personality Questionnaire") британского ученого-психолога немецкого происхождения Г. Айзенка (H. J. Eysenck) используется специалистами по профориентации для определения типа темперамента, уровня интроверсии - экстраверсии, нейротизма личности, с целью прогнозирования того, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие его индивидуально-психологические свойства проявятся в той или иной профессиональной деятельности и будут ли они способствовать его успеху в этой деятельности.
Относительно инструментария, используемого для психологического сопровождения личности на этапах профессионализации, можно говорить о его недостаточной обоснованности на теоретическом и эмпирическом уровнях. Жданович А.А. Реадаптация опросника "Карьерные ориентации" Э.Г. Шейна и его стандартизация на студенческой выборке // Психологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 4-19. Кроме того, ряд специалистов, анализируя методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения, отмечают слабую методологическую и методическую разработанность средств психологической поддержки, отсутствие как системы конкретных методик психологической работы с молодежью, так и принципов создания различных средств психологической поддержки личностного развития и самоопределения. Залученова Е.А. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения / Е.А. Залученова, В.К. Зарецкий, Л.А. Ненашева, А.Б. Холмогорова. М.: НИИВО, 1995. 168 с.
В отечественной психологии среди методик этого направления можно выделить методику В.Д. Шадрикова "Параллельные профили". Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности/ В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. 185 с. Она предназначена для изучения мотивационно-ценностной сферы личности в профессиональной деятельности и подразумевает сравнение идеальной и реальной работы.
Среди зарубежных методик, используемых для консультационных целей по вопросам психологического сопровождения профессиональной карьеры, можно назвать методику американских психологов Д. Сьюпера (D. E. Super) и Д. Невилл (D. D. Nevill)"Шкала ценностей" ("The Values Scale"). Сенин И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19. 00. 01; 19. 00. 05/Сенин Иван Геннадьевич; [Место защиты: Ярославский государственный университет им.П.Г. Демидова]. - Ярославль, 2000. - 189 с. В оригинале она представляет из себя опросник, позволяющий определить ценности профессиональной деятельности (авторами выделены следующие их шкалы: "креативность", "управление", "достижения", "окружение", "контролирующие отношения", "образ жизни", "безопасность", "коллеги", "эстетические ценности", "престижность", "независимость", "экономическая отдача", "альтруизм", "интеллектуальное поощрение", "разнообразие"). Также следует отметить опросник А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Бахубера (A. Noe, R. Noe, J. Bachhuber)"Мотивация карьеры" ("Career motivation"). Могилёвкин Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19. 00. 13 / Могилёвкин Евгений Александрович; [Место защиты: Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации]. - Москва, 1998. - 146 с. Данная методика базируется на представлении о важности в карьере таких мотивационных феноменов личности, как карьерная интуиция (интуитивное или осознанное понимание своих сильных и слабых сторон, возможностей в отношении развития своей карьеры), карьерная причастность (готовность разделять цели и задачи организации, в которой выстраивается карьера) и карьерная устойчивость (способность преодолевать препятствия на пути достижения карьерных целей). Центральным аспектом мотивации авторы этой методики считают идентификацию с карьерой, соотносящуюся со степенью идентификации с выполняемой работой.
Одним из самых известных в мировой практике психодиагностических инструментов, который позволяет определить представления субъекта о приоритетном направлении продвижения в профессиональной деятельности является опросник "Карьерные ориентации" ("Career Orientation Inventory") Э.Г. Шейна (Е.Н. Shein). Schein E. H. Career Anchors: Discovering Your Real Values. San Diego, СA: Pfeiffer & Company, 1990. В рамках лонгитюдного исследования, с использованием опросников ценностей, установок, а также интервью, автором методики рассматривались хронологические события большого числа респондентов, их ключевые выборы относительно своего профессионального продвижения и эмоциональное отношение к ним. В результате им было выделено несколько направлений профессионального продвижения личности, которые могут быть реализованы в любой профессиональной деятельности ("якоря карьеры", карьерные ориентации).
По мнению ряда специалистов, занимавшихся адаптацией и реадаптацией опросника "Карьерные ориентации" Э.Г. Шейна на выборке респондентов в границах постсоветского пространства, Почебут Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Питер, 2000. - 298 c. , Жданович А.А. Реадаптация опросника "Карьерные ориентации" Э.Г. Шейна и его стандартизация на студенческой выборке // Психологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 4-19. его вполне можно использовать в качестве скринингового инструмента в профориентации и профконсультировании, позволяющего на основе выявления потребностей, мотивов, ценностей и способностей субъекта, определить осознанность его представлений о векторе своего дальнейшего профессионального продвижения.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Философский и исторический аспекты профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение как социально-педагогический феномен. Формы и направления деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
дипломная работа , добавлен 13.07.2014
Возрастные особенности формирования личности подростка. Мотивация старших школьников в выборе профессии. Исследование проблемы профессионального самоопределения в ранней юности. Формы профориентационной работы в выборе профессии у старшеклассников.
курсовая работа , добавлен 28.03.2016
Сущность и содержание понятия "профессиональное самоопределение личности". Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников "Взгляд в будущее". Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
дипломная работа , добавлен 09.02.2011
Социально-педагогические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного информационного пространства. Социальные последствия и общественная значимость проблемы деформаций профессионального самоопределения учащихся.
курсовая работа , добавлен 18.12.2015
Особенности взросления старшеклассников, а также характеристика, технология и оценка эффективности программы социально-педагогической помощи в их самоопределении. Опытно-экспериментальный анализ условий профессионального самоопределения старшеклассников.
дипломная работа , добавлен 18.08.2010
Взаимосвязь профессиональных самоопределения и мобильности учащихся с умственной отсталостью. Определение уровня знаний старшеклассников о профессиях, готовности к ее выбору, их профессиональных интересов. Значение трудового воспитания в развитии детей.
дипломная работа , добавлен 14.10.2017
дипломная работа , добавлен 05.01.2011